четверг, 7 февраля 2013 г.

как укрепить амбушур

И в музыкальных произведениях для тромбона, и в оркестровых партиях, довольно часто встречается прием, когда нужно быстро или постепенно сделать cresсhendo или diminuendo от ноты к ноте или на длинных нотах. Без соответствующей подготовки сделать это будет довольно трудно, особенно в верхнем или нижнем регистрах. Начинать «раздувать» ноты лучше со среднего регистра и постепенно расширять диапазон. Делая cresсhendo или diminuendo нужно обязательно следить за интонацией и качеством звучания. Начальная норма упражнений на этот прием – в неделю два раза.

Длинные ноты в упражнениях на интервалы:

Вот другой способ исполнения длинных нот:

Б: Разыгрываясь таким способом, студент отрабатывает атаку звука и концентрированную подачу дыхания на каждую ноту. В дальнейшем каждый тромбонист разыгрывается по-своему.После разминки можно начинать занятия с любого элемента упражнений, и лучше, если каждый день элементы будут варьироваться. Например, сегодня занятия начинаются с длинных нот и далее, завтра – с гамм и далее, а послезавтра – с арпеджио и оборотных гамм и далее. Все это будет способствовать лучшей и более быстрой реакции амбушюра при занятиях.Итак, сегодня после разминки студент решил начать занятия с длинных нот. На них отрабатывается ровность и красота звучания, а также умение долго держать звук на одном дыхании, поэтому эти упражнения должны быть всегда представлены в занятиях. На начальном этапе не рекомендуется играть все предложенные упражнения за один раз, лучше разбить их по два – три примера на каждый день, причем гаммообразные упражнения желательно совмещать с интервальными. Ноты верхнего регистра, как отмечено, можно вначале пропускать, но по мере укрепления амбушюра обязательно дуть. Ниже предложено несколько видов упражнений на длинные ноты. Слоги звукоизвлечения нот и дыхание выполнять, как написано в упражнениях. Каждую ноту дуть на все дыхание

Упражнение 2Крестиком отмечены ноты, после которых нужно снимать мундштук с губ. Дыхание и нюансы – как в упражнении 1.Таким же способом можно сыграть еще две – три любые удобные для студента гаммы, а также и в штрихах вариантов А и Б.

 Скачать архив нотных примеров для распечатки

Нюанс: p или mp или mf, а далее и f

Дыхание набирать максимально полно и тоже на каждую ноту.

Снимать мундштук с губ на каждую ноту;

Каждый начинающий тромбонист, да и вообще любой исполнитель на духовых инструментах, должен себе ясно представлять, что без хорошо развитого губного аппарата, т.е. амбушюра, невозможно хорошо и профессионально играть на инструменте. Каждый исполнитель индивидуален, и, соответственно, имеет свои собственные музыкальные и амбушюрные данные. Студент с помощью педагога должен так построить свои ежедневные занятия на инструменте и подобрать такие упражнения, которые помогут ему в процессе работы развить и совершенствовать все «хорошее» в его аппарате, а «плохое» свести к минимуму или вообще от него избавиться.Существует множество различных упражнений для развития и укрепления амбушюра. Предлагаемые мной упражнения составляют лишь небольшую часть практического багажа, используемого разными преподавателями и исполнителями. Научиться правильно дышать и экономно распоряжаться своим дыханием во время игры – залог успешного владения инструментом. Соответственно, в процессе обучения дыханию нужно уделять самое пристальное внимание. Основной и рациональный принцип дыхания, используемый большинством музыкантов, – «грудобрюшной». Его еще называют «смешанным» дыханием. Вначале дыхание набирается в нижнюю часть легких и затем быстро добирается в верхнюю часть. Процесс должен быть быстрым и почти одновременным. Набранное в легкие дыхание не следует сильно опускать вниз живота и давить на мочевой пузырь, особенно при игре форте. По внутреннему ощущению играющего, дыхание, набранное в легкие, должно располагаться выше, как бы упираясь в нижние ребра грудной клетки. Для более быстрого и успешного овладения «смешанным» дыханием полезно «подышать» перед занятиями без игры на инструменте. Во время занятий нужно набирать дыхание по максимуму и для piano, и для forte. Начало звука может быть громким или тихим, удар языка твердым или мягким, или же акцентированным, т.е. сильно выделяющимся из общего музыкального звукоряда. Основной «удар» языка при извлечении ноты твердый, на слог «та». Для легато или портаменто «удар» языка мягкий, на слог «да». В других случаях – на слог «ка».Для извлечения первого звука нужно набрать в легкие воздух и, не перекрывая дыхание языком, как бы быстро «сплюнуть» на слог «та». Удар языка и подача дыхания должны происходить синхронно. Дыханию и атаке звука нужно всегда уделять самое пристальное внимание при занятиях на инструменте. В зависимости от строения челюсти и мышц лица одни музыканты играют на «растянутых» губах, а другие – на «собранных». Большинство же играет на «полусобранных» губах. Вероятно, для них это более удобное и рациональное положение губ при игре, хотя все это очень индивидуально.Теоретически мундштук должен лежать двумя третями на верхней и одной третью на нижней губе, хотя и это тоже индивидуально. Если позволяет строение челюсти, тромбонисту удобнее всего ставить мундштук в выемку (ее можно назвать бороздкой), которая находится на верхней губе под носом. Итак, предполагается, что студент уже научился правильно держать тромбон, хорошо знает позиции на инструменте и умеет извлекать звуки. Приступая к занятиям, студент должен иметь в виду, что развитие и укрепление амбушюра не происходит за короткий срок. Только регулярные и довольно продолжительные занятия приводят к желаемому результату. Нерегулярные, а также форсированные занятия, особенно после перерыва или перед экзаменом, опасны для губ.С чего начинаются занятия? Как спортсмен начинает свои занятия с разминки, разогревая мышцы, так и духовик должен обязательно начинать свои занятия с 3-5-ти минутной подготовки своего амбушюра к игре на инструменте. Естественно, разминка должна соответствовать уровню подготовленности студента.

Необходимость написания данного пособия вызвана желанием помочь начинающему тромбонисту и научить его правильно и продуктивно заниматься дома. Занимаясь дома, особенно на начальном этапе, студенты часто упускают из вида или просто забывают о советах и требованиях педагога.Имея ежедневно перед глазами подробно написанные упражнения с небольшими пояснениями, а также при контроле и корректировке их на уроке преподавателем, студенту легче будет заниматься дома, развивая и укрепляя свой губной аппарат, или «амбушюр», как мы его называем.Примерный объем начальных занятий (в зависимости от подготовки и физических данных студента) – это два-три упражнения от каждого элемента, чтобы оставалось время и силы для этюдов и художественных произведений.Предисловие

Автор заслуженный артист РФ, солист оркестра Государственного Академического Большого театра России, преподаватель ГМУ имени Гнесиных Е.П.НЕСТЕРЕНКО

(тубисту тоже полезно)

РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ АМБУШЮРА НАЧИНАЮЩЕГО ТРОМБОНИСТА

 Скачать архив нотных примеров для распечатки

Развитие и укрепление амбушюра тромбониста. (тубисту тоже полезно)

                 

туба, как средство самовыражения

СТАС ЧЕРЁМУШКИН

Туба: Развитие и укрепление амбушюра. Дыхание, атака звука, разминка, гаммы и.т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий